О пище тленной…

Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий (Ин. 6:27)

Хотелось бы больше размышлять о пище духовной, но иногда приходится рассуждать и о тленной, т.е. той, которая необходима нашей плоти.

Можно ли обидеть Бога, тем что мы едим? Мне всегда казалось, что ответ очевиден, но последнее время мне довелось несколько раз обсуждать этот вопрос с христианами, которые считают, что есть пища, которую Бог ненавидит, которая отвратительна ему. Он запрещал употреблять её Своему народу в ветхозаветные времена. Под запретом были: свинина, зайчатина, а также различные морепродукты: устрицы, кальмары, крабы,  раки, омары, лангусты и креветки. Вкушая такую пищу, согрешаем ли мы, современные христиане?

«Не ешь никакой мерзости» — говорит Господь во Второзаконье 14:3. Обращён ли этот запрет к нам? Почему Бог называет эту пищу мерзостью?

Вот, что пишет доктор исторических наук, старший научный сотрудник Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР Илья Шолеймович Шифман в комментариях книги «Учение. Пятикнижие Моисеево»:

«Сакральные пищевые запреты (табу) были вызваны тем, что соответствующие животные использовались в «языческой» обрядности; таким образом, пищевой запрет делал невозможным участие иудеев в «языческих» ритуалах (ср. Ис. 66:17). Принесение в жертву верблюдов было широко распространено у арабов. Зайцы считались священными животными; нога и голова зайца использовались в качестве амулета. Поздние библейские пророчества (Ис. 65:4; 66:3, 17) сохранили указания на существование обрядов, при которых в жертву приносились свинья и свиная кровь».

Евреи должны были стать народом святым, отделенным от всех языческих народов. Мерзостью являются не сами продукты, а языческие культы, с которыми ассоциировались эти продукты в те времена.

Герою веры, ветхозаветному Ною Бог дал в пищу «всё движущееся, что живёт» без исключения, а в ковчеге по Божьей воле были и чистые, и нечистые животные. Чистые предназначались для жертвоприношений, а нечистые вместе с чистыми могли употребляться в пищу. Неужели Бог хотел осквернить праведного Ноя?

Христа, во время Его земной жизни, упрекали фарисеи: «зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев»? Отвечая им, «Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, [чем] очищается всякая пища. Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк. 7:18-23).

Христос говорит, что пищей оскверниться невозможно. Осквернить (в соответствии с толковым словарём) означает сделать нечистым, греховным, лишить святости. Кроме того, Господь расставляет приоритеты, показывает, что важнее для Бога: не пища, которую мы вкушаем, а наши поступки и помыслы.

Апостол Павел в послании к Римлянам пишет: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и [достоин] одобрения от людей. Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» (Рим. 14:17-19). Если бы существовала пища, которая отвратительна, неугодна Богу, то употребление такой пищи ставило бы преграду между нами и Богом, влияло бы на нашу духовную жизнь. Таким образом, принятие или отвержение определенной пищи не влияет на Царство Божие и соответственно на наше спасение. В этой же главе ап. Павел пишет: «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (ст. 14). Нечистой пищи нет и апостол уверен в этом. Т.е. не Бог, а мы делаем пищу нечистой в своём воображении. Более того, он называет тех, кто отказывается от мяса, желая тем самым угодить Богу, немощными в вере: «Ибо иной уверен, [что можно] есть всё, а немощный ест овощи» (Рим. 14:2).

В Послании к коринфянам Павел продолжает ту же мысль: «Пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы – ничего не приобретаем; не едим ли – ничего не теряем» (1 Кор. 8:8).

Первые христиане, выросшие в иудейской традиции, строго исполняли предписания закона, потому что выросли в этом и так были воспитаны. Но, когда в церковь стали приходить уверовавшие христиане из язычников, перед апостолами встал вопрос, нужно ли требовать от них, чтобы они следовали предписаниям иудейского закона.

Перед принятием решения по этому поводу апостол Пётр во время молитвы получил от Бога видение: «и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз [был] глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деяние 10:15). Пётр увидел пищу, которую иудей не должен был употреблять, которая, по их понятиям, отвратительна для Бога. Но Господь даёт повеление апостолу съесть то, что он видит. Бог очистил эту пищи и поэтому она не может считаться нечистой или непригодной для верующего.

На Иерусалимском соборе было принято решение апостолов: «…не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» (Деяния 15:19-20). Это бы некий компромисс: христианам из язычников не предприсывали полностью отказаться от моисеева закона, чтобы не смущать иудеев, но в то же время, они должны были исполнить только несколько вещей. В этом списке нет обязанности воздерживаться от некошерной пищи. Т.е. даже для первых христиан какую пищу есть, а какую не есть, не являлся самым главным.

Более подробно вопрос отношения христиан к иудейскому закону рассматривает автор Послания к Евреям. Он пишет: «Дух Святой показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего; и которые с яствами, и напитками, и различными омовениями и обрядами, [относящимися] к плоти, установлены были только до времени исправления. Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большей и совершеннейшей скинией, нерукотворной, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею кровью, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евреям 9:8-12). Здесь прямо говорится, что ограничения в пище были установлены временно до прихода Христа.

В своём пасторском послании к Тимофею апостол Павел пишет о проблеме, которая существовала и в ранней церкви, существует и сейчас: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам-обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжецов, клейменных в совести своей, запрещающих вступать в брак [и] употреблять в пищу то, что Бог сотворил, чтобы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвой. Внушая это братьям, будешь добрым служителем Иисуса Христа, питаемым словами веры и добрым учением, которому ты последовал. Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие во всем полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей. Слово это верно и всякого принятия достойно» (1 Тим. 4:1-9).

Итак, если мы принимаем любую пищу с благодарением, освящая её молитвой, никто не вправе упрекнуть нас, потому что Сам Бог оправдывает нас.

Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • LinkedIn
  • PDF
  • Print
  • RSS
  • Блог Li.ру
  • Блог Я.ру
  • Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *